Эффективность
профессиональной деятельности человека во многом зависит от его индивидуальных
особенностей. К таким особенностям можно отнести свойства нервной системы и
темперамента, стиль деятельности, а также способности и одаренность. Сегодня мы
рассмотрим, как способности связаны с выбором будущей профессии.
Вопрос, что такое
способности, как их можно изучить и измерить, волновал ученых на протяжении
многих веков. В науке понятие о способностях появилось в древней Греции, Платон
в своих трудах говорил:
«не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди, по своим способностям, весьма различны…».
В
результате исследований и изучения этой области, сложилось два основных подхода
к пониманию способностей.
В первом: способностями считаются проявления возможностей
человека (если человек «способен», значит, он может осуществлять какую-то
деятельность). И тогда, можно сказать, что все люди способные, а разница
заключается в том, сколько труда нужно приложить для достижения результата. Чем
более способный человек, тем меньше цена достижения цели.
Второй подход подчеркивает различия между людьми в их способностях. И мы знаем
множество примеров, когда способности проявлялись в раннем возрасте и позволяли
достигнуть великолепных результатов в деятельности. К примеру, И. Репин и В.
Суриков начали проявлять способности к рисованию в возрасте 3 – 4 лет, еще до
того момента, когда их начали обучать живописи. Моцарт уже в возрасте 3-х лет,
впечатленный тем, как его старшую сестру отец обучал играть на клавире, подолгу
мог сидеть за инструментом и подбирать созвучия, а уже в пять лет стал сочинять
маленькие пьесы.
Оба эти подхода рисуют нам картину того, что выраженная
способность к какой-либо деятельности, позволяет достигать в этой сфере
отличных результатов.
Длительное время также велись споры относительно природы способностей. Являются ли они врожденными или же развиваются в течение жизни. Большинство психологов, занимающихся этой темой, говорят о том, что основой для развития способностей являются задатки. Именно задатки даются нам от рождения, и их развитие под влиянием внешних условий способствует формированию способностей. Представьте, что у Моцарта в доме не было бы клавесина. Возможно, он не стал бы великим музыкантом и композитором. То есть для развития способностей можно и нужно создавать определенные условия. Английский философ Френсис Бэкон признавал роль воспитания и развития в «исправлении» способностей, он писал:
«Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавлена, но редко истреблена… Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями».
«Счастливы те, чья природа находится в согласии с их
занятиями»! Если выбранная профессия связана с нашими способностями, мы с
большей долей вероятности будем получать от нее удовольствие и сможем трудиться
эффективнее и успешнее, затрачивая при этом минимум усилий.
В связи с этим, при профориентировании рекомендуется обращать внимание на
структуру способностей человека. В современном мире большинство профессий
связаны с получением высшего образования и на первое место выступают умственные
способности. И во время профдиагностики важно исследовать именно способности, а
не знания.
На это направлен профориентационный тест Аристон. Эта
методика позволяет оценить выраженность четырех, наиболее важных для обучения,
способностей: лингвистических, числовых, механических и диаграмматических (или
схематическое рассуждение).
Лингвистические способности говорят о компетентности в
отношении:
- использования устной речи;
- письменного общения;
- понимания и интерпретации речи;
- восприятия отношений между словами и понятиями;
- построении логических выводов на основании заданных текстов и концепций и т. п.
Числовые способности позволяют оценить то, как вы
находите общие признаки, сходства, различия, а также возможность группировать
элементы на основе общих характеристик.
Механические способности позволяют вам быть компетентными
в отношении:
- анализа механизмов;
- понимания отношений между взаимодействующими объектами;
- анализа движения;
- понимания основных природных явлений и т. п.
В некоторых случаях
развитые механические способности могут говорить о логическом, практическом и
методически организованном способе мышления.
Диаграмматические способности определяются при помощи
диаграмм, символов и форм. Эта способность влечет компетентность в отношении:
- установления логической последовательности данной схемы и абстрактной схем;
- гибкости абстрактного мышления,
- анализа данных, который направлен на выявление врожденных отношений;
- выявление общих черт данных и создание новых групп данных и т. п.
Обладая знанием о том, насколько развиты наши способности
мы можем выбирать профессиональную сферу деятельности, которая соответствует,
связана с ними. Это позволит достигать высоких результатов в работе,
прикладывая меньше усилий.
Но если, к примеру, вы уже выбрали
для себя профессию, которой планируете обучаться, а в дальнейшем трудиться на
этом поприще. При этом, серьезно настроены идти до конца, и не собираетесь
менять свое решение. Знание структуры ваших способностей позволит сформировать
представление о том, насколько легко Вам будет даваться данная профессия.
Возможно, придется приложить усилия, чтобы развить, необходимые для этой
специальности, способности. И вы получите направление для своего развития,
чтобы в конечном итоге эффективно и успешно трудиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий