четверг, 23 апреля 2015 г.

Способности - как фактор выбора будущей профессии

Эффективность профессиональной деятельности человека во многом зависит от его индивидуальных особенностей. К таким особенностям можно отнести свойства нервной системы и темперамента, стиль деятельности, а также способности и одаренность. Сегодня мы рассмотрим, как способности связаны с выбором будущей профессии.

Вопрос, что такое способности, как их можно изучить и измерить, волновал ученых на протяжении многих веков. В науке понятие о способностях появилось в древней Греции, Платон в своих трудах говорил: 
«не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди, по своим способностям, весьма различны…». 
В результате исследований и изучения этой области, сложилось два основных подхода к пониманию способностей.

В первом: способностями считаются проявления возможностей человека (если человек «способен», значит, он может осуществлять какую-то деятельность). И тогда, можно сказать, что все люди способные, а разница заключается в том, сколько труда нужно приложить для достижения результата. Чем более способный человек, тем меньше цена достижения цели.

Второй подход подчеркивает различия  между людьми в их способностях. И мы знаем множество примеров, когда способности проявлялись в раннем возрасте и позволяли достигнуть великолепных результатов в деятельности. К примеру, И. Репин и В. Суриков начали проявлять способности к рисованию в возрасте 3 – 4 лет, еще до того момента, когда их начали обучать живописи. Моцарт уже в возрасте 3-х лет, впечатленный тем, как его старшую сестру отец обучал играть на клавире, подолгу мог сидеть за инструментом и подбирать созвучия, а уже в пять лет стал сочинять маленькие пьесы.

Оба эти подхода рисуют нам картину того, что выраженная способность к какой-либо деятельности, позволяет достигать в этой сфере отличных результатов.

Длительное время также велись споры относительно природы способностей. Являются ли они врожденными или же развиваются в течение жизни. Большинство психологов, занимающихся этой темой, говорят о том, что основой для развития способностей являются задатки. Именно задатки даются нам от рождения, и их развитие под влиянием внешних условий способствует формированию способностей. Представьте, что у Моцарта в доме не было бы клавесина. Возможно, он не стал бы великим музыкантом и композитором. То есть для развития способностей можно и нужно создавать определенные условия. Английский философ Френсис Бэкон признавал роль воспитания и развития в «исправлении» способностей, он писал:

«Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавлена, но редко истреблена… Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями».
            «Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями»! Если выбранная профессия связана с нашими способностями, мы с большей долей вероятности будем получать от нее удовольствие и сможем трудиться эффективнее и успешнее, затрачивая при этом минимум усилий.
В связи с этим, при профориентировании рекомендуется обращать внимание на структуру способностей человека. В современном мире большинство профессий связаны с получением высшего образования и на первое место выступают умственные способности. И во время профдиагностики важно исследовать именно способности, а не знания.
На это направлен профориентационный тест Аристон. Эта методика позволяет оценить выраженность четырех, наиболее важных для обучения, способностей: лингвистических, числовых, механических и диаграмматических (или схематическое рассуждение).
            
Лингвистические способности говорят о компетентности в отношении:

  • использования устной речи;
  • письменного общения;
  • понимания и интерпретации речи;
  • восприятия отношений между словами и понятиями;
  • построении логических выводов на основании заданных текстов и концепций и т. п.
Числовые способности позволяют оценить то, как вы находите общие признаки, сходства, различия, а также возможность группировать элементы на основе общих характеристик.
           
Механические способности позволяют вам быть компетентными в отношении:

  •  анализа механизмов;
  • понимания отношений между взаимодействующими объектами;
  • анализа движения;
  • понимания основных природных явлений и т. п.
В некоторых случаях развитые механические способности могут говорить о логическом, практическом и методически организованном способе мышления.
          
Диаграмматические способности определяются при помощи диаграмм, символов и форм. Эта способность влечет компетентность в отношении:

  • установления логической последовательности данной схемы и абстрактной схем;
  • гибкости абстрактного мышления,
  • анализа данных, который направлен на выявление врожденных отношений;
  • выявление общих черт данных и создание новых групп данных и т. п.
Обладая знанием о том, насколько развиты наши способности мы можем выбирать профессиональную сферу деятельности, которая соответствует, связана с ними. Это позволит достигать высоких результатов в работе, прикладывая меньше усилий.
            
Но если, к примеру, вы уже выбрали для себя профессию, которой планируете обучаться, а в дальнейшем трудиться на этом поприще. При этом, серьезно настроены идти до конца, и не собираетесь менять свое решение. Знание структуры ваших способностей позволит сформировать представление о том, насколько легко Вам будет даваться данная профессия. Возможно, придется приложить усилия, чтобы развить, необходимые для этой специальности, способности. И вы получите направление для своего развития, чтобы в конечном итоге эффективно и успешно трудиться. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий